Подземелья Херсона. Легенды

Опубликовано: 1 день назад (11 декабря 2014)
Блог: Херсон
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Херсонские подземелья: сколько споров и разговоров, сколько легенд и сказаний витает вокруг них. Кто из коренных херсонцев не слышал о затерянной где-то в неисследованных лабиринтах под городом золотой ка­рете императрицы Екатерины II или же о турецких и казацких кладах, ждущих в подземных тайниках удачливого кладоискателя. Порой даже называют имена «верных свидетелей», которые собственными глазами видели или даже держали это золото в руках… Одним из таких свидетелей упоминают 120-летнего старца Евсея Бондаренко, который в конце XIX ве­ка утверждал, что под городом в районе Старых резней запорожцы зарыли «несметную силу грошей» и будто бы кто-то уже откопал там целый бочонок золота. Интересно, откуда у запорожской вольницы взялись столь несметные богатства, достойные сокровищниц Гаруналь- Рашида? Между прочим, легенды о бесценной карете императрицы и не менее бесценных сокровищах под городом рассказывают и в соседнем Николаеве (я уверен, и в Одессе), где также существуют обширные системы неизученных доселе подземных ходов.

О херсонских же тайных ходах говорят еще, будто бы ведут они с территории старой крепости далеко за город. И даже находятся очевидцы, которые якобы прошли этими ходами от центра города до степановской каменоломни или же до остатков Благовещенского женского монастыря, находящегося в учхозе Приозёрном. Слышал я также от городских старожилов, что ход, начинающийся в неисследованной глубине «Екатерининского колодца», ведет на противоположный берег реки и выходит на поверхность где-то среди необъятных зарослей днепровских плавней. Грустно, конечно, разрушать легенды, составляющие часть городского фольклора, но всё же с технической точки зрения просто невероятным кажется факт существования подобных подземно-подводных магистралей. Ведь по имеющимся историческим сведениям, лишь в конце марта 1843 года в Великобритании, впервые в мировой практике, было удачно завершено строительство первого в мире подводного тоннеля. Он был построен инженерами отцом и сыном Брюнелями под рекой Темзой единственно благодаря изобретенному ими проходческому щиту. 396 метров (такую длину имеет это подводное сооружение) смогли преодолеть лишь за 18 лет (22 метра в год!) путем невероятных усилий и баснословных финансовых вложений, что, конечно же, просто не под силу было строителям херсонских подземелий. Да и каким способом можно сохранить в глубочайшей тайне труд не одного десятилетия и использование рабочей силы многих тысяч землекопов? И тем не менее подземные ходы под городом существуют.

Один из моих родственников, которому я не имею оснований не доверять, рассказывал, что лет 50 назад, еще будучи пацаном, в числе таких же сорванцов спускался в подземелье вблизи Екатерининского собора, где находил старинные церковные книги в кожаных переплетах с позеленевшими металлическими застежками и даже кое-что из культовой утвари. Знакомые мне люди также рассказывали о блуждании опасными подземными лабиринтами в центре города, о находках, сделанных ими. Причем среди самых ценных упоминали корзину с десятком бутылок старинного вина, которое херсонские «диггеры» не побоялись продегустировать. Похожую историю в свое время рассказал со страниц «Гривны» один из исследователей херсонских подземных тайн Сергей Макаров. Он упоминал факт исчезновения в 1960-х годах группы «пятнадцатисуточников», работавших на ликвидации уличного провала. Начавшийся ливень вынудил мужиков искать спасение в нише под дорогой, оказавшейся одной из веток подземного города. Конечно же, тогда от нашей доблестной милиции невозможно было спрятаться даже заблудившись в темных лабиринтах. К моменту, когда арестантов обнаружили, они уже безмятежно спали, «приговорив» найденные где-то там под землей несколько бутылок старинного вина. Повезло мужикам! Пожалуй, самое дрянное вино 50-летней выдержки в аналогичной ситуации покажется божественным нектаром.
Продукты питания | Какие машины у вас были и какая из них лучше?

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика